20 марта 2020 года Ассоциация приняла участие в круглом столе на тему «Развитие системы энергообеспечения морских и речных судов, а также автономных объектов береговой инфраструктуры и удаленных северных территорий», которая прошла в конференц-зале АНО АО «Агентство регионального развития».
Участниками круглого стола стали представители Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области, компании энергетического сектора, судоходные, судостроительные и судоремонтные предприятия, а также региональные компании малого и среднего предпринимательства: ООО «РК Инжиниринг», ООО «Помор Шиппинг», ООО «Нерей», ООО «Атис-Инжиниринг», ООО «Северная судостроительная компания» и другие.
Директор Ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области» Сергей Смирнов в своем вступительном слове рассказал об актуальных проблемах в вопросе выбора судовых двигателей, а также отметил потенциал предприятий Архангельской области в реализации проектов строительства и модернизации флота.
В ходе круглого стола участники обсудили вопросы выбора двигателей для судов различного назначения и возможности существующих производственных предприятий. В частности, речь шла о разработке главного двигателя для проектируемых пассажирских судов ледового класса, которые должны обеспечить транспортную доступность островных территорий Архангельской области. Особое внимание было уделено техническим возможностям использования возобновляемых источников энергии, строительства и модернизации муниципальных котельных в отдаленных арктических районах при условии неблагоприятной климатической обстановки, низкого уровня развития инфраструктуры и недостаточной обеспеченности местными видами топлива.
Генеральный директор ООО «М-Моторс» Александр Волочнев и руководитель отдела судового оборудования компании ООО «АМП Комплект», входящей в состав Ассоциации производителей промышленного оборудования, Олег Батыгин рассказали об особенностях технологического и экономического анализа при выборе дизельных судовых двигателей, отметив исключительную важность такого выбора исходя из индивидуальных характеристик судна. В докладе была отмечена исключительная важность выбора двигателя исходя из индивидуальных характеристик судна: его назначения, режима и условий работы, необходимый запас мощности, и применения расчетов для сравнения предлагаемых вариантов двигателей. Как отметил директор Судостроительного кластера Архангельской области Сергей Смирнов: «Продолжительность эксплуатации судна – продолжительность эксплуатации главного двигателя».
Генеральный директор компании ООО «СМ КОМПЛЕКТ», являющейся членом Ассоциации производителей промышленного оборудования, Александр Пластун выступил c докладом, «Применение модульных котельных в сфере ЖКХ в сложных климатических условиях удаленных территорий, в том числе в Арктической зоне РФ.», в котором были подробно освещены вопросы особенности различных технических решений энерго- и теплообеспечения для удаленных территорий и Арктической зоны РФ, возможности модернизации муниципальных котельных с помощью ГПУ, а также использование решений распределенной генерации для благоустройства удаленных территорий.
Актуальная тема применения элементов распределённой генерации для энергообеспечения АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ, включающих в первую очередь автономные источники электроэнергии, была подробно освещена в докладе эксперта комитета «Автономные источники на двигателях внутреннего сгорания» АППРО Шелгунова А.В, включая следующие ключевые вопросы:
– Стандартизация оборудования, используемого и эксплуатируемого в Арктике;
– Решения распределенной (собственной) генерации для различных объектов в Арктике;
– Примеры инвестиционной привлекательности, эффективности и экономические преимущества энергообеспечения при собственной генерации.
Эксперт WWF по СПГ для Арктической зоны Александр Климентьев рассказал об опыте и перспективах использования сжиженного природного газа на речных и морских судах. Высокую востребованность СПГ как топлива для судов прогнозируют многие организации, в том числе Международное энергетическое агентство. На сегодняшний день в мире работают 385 судов на СПГ, а Северный морской путь стал первым в мире маршрутом, на котором доля таких судов составила значимую величину: в 2019 году более 43% грузов по СМП было перевезено с использованием СПГ в качестве бункерного топлива. Актуальность использования СПГ связана также с поправками к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов, касающихся запрета на использование и транспортировку тяжелого топлива в арктических водах с 2024 года.
В ходе завязавшейся дискуссии участники отметили, что имеющиеся в России мощности двигателестроения недостаточны для обеспечения существующих потребностей, однако наблюдается позитивная динамика восстановления отрасли – во многом благодаря мерам государственной поддержки судостроителей. Было отмечено, что, учитывая принимаемые многими странами ограничения, связанные с использованием низкосернистых видов топлива на трассе СМП, расширение применения СПГ в качестве газомоторного топлива уже сейчас является перспективным направлением для судоходных компаний. Кроме того, компании-участники круглого стола выразили готовность к сотрудничеству при реализации проектов модернизации существующих объектов энергетической инфраструктуры в Архангельской области.